С самого рождения ребёнок уже проявляет особое пристрастие к человеческим голосам и всё слышит, когда мать или отец говорят с ним. Ни один звук не так интересен, как человеческий голос. Сами того не подозревая, родители обычно «балуют» своего новорожденного языком, ласкают его ласковыми словами и своим голосом. Таким образом, он испытывает близость и теплоту и может чувствовать себя принятым и желанным гостем. Язык является важным звеном в отношениях между родителями и их ребёнком с самого рождения — задолго до того, как ребёнок сможет заговорить.
Понимание – двигатель языкового развития
Ваш ребёнок хочет общаться с вами с самого начала, и он уже может делать это разными способами:
- Плач — самое сильное средство выражения у младенца в первые несколько месяцев жизни.
- Язык тела, выражение лица и, прежде всего, зрительный контакт, чтобы сказать вам, чувствует ли он себя комфортно или некомфортно, хочет ли он играть или хочет спать, кушать.
Как родитель вы, вероятно, интуитивно правильно интерпретируете то, что говорит ваш ребёнок, и «отвечаете» на них соответствующим образом:
- Если ваш ребёнок ищет ваш взгляд, поиграйте и поговорите с ним.
- Если ваш ребёнок плачет и беспокоится, качайте его на руках и утешайте его нежным голосом.
- Если ваш малыш с интересом смотрит на свою игрушку, передайте её ему.
В этом взаимном обмене ваш ребёнок будет все больше ощущать, что он может общаться и таким образом, иметь значение; что общение доставляет удовольствие и
пользу.
Знакомство с языком
С каждым «разговором» ребёнок все больше знакомится со «своим» языком — например, когда вы говорите ему, что вы делаете во время купания или переодевания, что-то поете ему или если вы пытаетесь успокоить или подбодрить его звуком вашего голоса. Ребёнок все лучше и лучше улавливает звуки родного языка.Уже в первые несколько недель жизни у него все более совершенствуется способность различать голоса и речевые мелодии — например, успокаивающие или привлекающие внимание. Примерно в два месяца ребёнок знает, что существует связь между тем, как он себя чувствует, и тем, как вы с ним разговариваете: когда он беспокоен и чувствует себя некомфортно, он слышит ваш успокаивающий голос с растянутыми словами и довольно глубокой, падающей на одну речь мелодией; если он бодрствует, а вы с ним играете, он уловит довольно нарастающую мелодию речи. Чуть позже, в три-четыре месяца, ребёнок постепенно научится связывать происходящее вокруг с языком, который он слышит. Теперь он может узнать своё имя и примерно к четырем месяцам сможет отличить дружелюбное выражение лица и тон голоса от злобного. Менее чем через месяц он понимает, что сердитое выражение лица ассоциируется с сердитым голосом, а улыбающееся и дружелюбное лицо — с дружелюбно звучащим голосом. Постепенно ребёнок поймёт, что определённые люди связаны с определёнными именами, предметами, ситуации и действия связаны с определёнными словами.
Примерно с восьми месяцев ребёнок, наконец, начнёт понимать первые слова. К концу первого года жизни ребёнок может понимать от 50 до 100 слов. Теперь он понимает простые просьбы, такие как «Дай мне мяч!», и отвечает на такие вопросы, как «Где папа?», хлопая в ладоши, когда он счастлив.
Обновлено: