Top.Mail.Ru
Главная Медицина доказательная Педиатрия Нарушения речи: причины, разновидности

Обновлено:

Нарушения речи: причины, разновидности

Понятие «нарушение речи» объединяет разные речевые расстройства, которые препятствуют общению и социальному взаимодействию. Степень отклонения может быть любой: от неверного произношения звуков до сложности у пациента с восприятием на слух чужой речи.


Особенности речевых нарушений

Можно выделить следующие симптомы, при наличии которых можно говорить о наличии речевых нарушений:


  • смазанная дикция;
  • заикание;
  • пациент не воспринимает обращенную к нему речь;
  • подменивает звуки или произносит их с искажением;
  • проглатывает звуки.

Речевые нарушения самостоятельно не исчезают, отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, нуждаются в логопедическом лечении.


Причины речевых нарушений

  • Замедленное психофизическое развитие.
  • Родовые травмы, отягощенная наследственность.
  • Дефекты органов речевого аппарата.
  • Неразвитость.

Наиболее распространенные виды устных речевых нарушений

  1. Фонематическое — ребенок не различает звуки путает их.
  2. Фонетическое — дислалия: нарушения артикуляционной моторики могут быть частичной возрастной нормой.
  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие — замена звука на более простой, искажение одного или нескольких звуков.
  4. Общее недоразвитие речи: дети из двуязычных семей.
  5. Заикание.

Нарушение письменной речи

  • Дисграфия – появление в письменной речи часто повторяющихся ошибок;
  • Дислексия – ошибки восприятия букв из-за недостаточности чтения;
  • Дизорфография – невозможность автоматического практического применения правил языка.

Диагностика

Дети с речевыми нарушениями должны работать со специалистами: психологами, логопедами, неврологами. В редких случаях, когда налицо проблема дефекта строения речевого аппарата, потребуется консультация хирурга.


Когда обращаться к врачу

Начинать беспокоиться нужно, когда после двух лет речи еще нет. Если у ребенка слишком маленький словарный запас, его берет под наблюдение невролог или может направить уже к логопедам. После 2 с половиной лет нарушения развития речи уже могут указывать на умственную отсталость и аутизм. В этом случае наблюдается характерная симптоматика: отгороженность от внешнего мира, отсутствие контакта с окружающими. Профилактические осмотры невролога - отличный способ ранней диагностики.


Как лечится

Основа лечения – работа с нейропсихологом и логопедом. В сложных случаях психиатр может назначить медикаментозную терапию. Нейрокогнитивная терапия включает упражнения на развитие мозга, сенсорные упражнения. Максимальный эффект достигается благодаря одновременному взаимодействию специалистов разного профиля.


Обновлено:

Обязательно к заполнению

Имя не может содержать цифры

Некорректный формат