Музыкотерапия — популярное средство воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. Она помогает развить у маленького ребенка память, мышление воображение, у подростка — снять психоэмоциональное напряжение. Применяется музыкотерапия для детей всех возрастов, от состояния плода при беременности до позднего пубертата. Отдельное направление терапии музыкой — работа с детьми с ограниченными возможностями.
Виды музыкотерапии
Существует несколько видов музыкотерапии:
- клиническая, применяется в лечебных целях при работе с особенными детьми;
- интегративная, сочетается с другими активностями — рисованием, лепкой;
- фоновая, идет в качестве фона на психотерапевтических сеансах;
- рецептивная, слушание музыки.
Некоторые виды психотерапии используются для коллективных занятий (в детском саду, например), другие — для индивидуальных.
Методики музыкотерапии
Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают целостное использование музыки как основного фактора воздействия (специальное прослушивание музыкальных произведений или игра на музыкальных инструментах), так и дополнение музыкальным фоном других коррекционных приемов для большего усиления их воздействия.
Индивидуальная музыкотерапия ориентирована на эмоциональные переживания ребенка. Групповая музыкотерапия сосредоточена на особенностях коммуникативного поведения группы.
Музыкотерапия как вид арттерапии
Музыкотерапию можно рассматривать, как синтез музыки, медицины и психологии. Сущность музыкотерапии — способность вызывать у детей положительные эмоции, оказывающие лечебное воздействие на психо эмоциональные и психосоматические процессы, мобилизуют резервные силы организма. Для достижения более глубокого воздействия музыки на организм, ребенок должен активно действовать в рамках сеанса — петь, играть на инструменте, танцевать под музыку. В этом случае важно, чтобы ничего не препятствовало свободному проявлению эмоций у ребенка.
Технологии музыкотерапевтической коррекции
Можно отметить следующие технологии музыкотерапевтической коррекции:
- музыкально импровизационная деятельность;
- оздоровительное сольфеджирование;
- музыкально фольклорная адаптация;
- погружение в музыкально акустическую среду.
Результат музыкотерапевтической коррекции
В качестве результата музыкотерапии выделяют следующие проявления:
- регулирование психовегетативных процессов;
- регулирование физиологических функций организма;
- регуляция психоэмоционального состояния;
- коррекция коммуникативной функции;
- приобретение новых инструментов эмоциональной экспрессии;
- облегчение усвоения положительных установок;
- повышение социальной активности;
- активизация творческих проявлений.
Эффект музыкотерапии
Интерес к воздействию музыки на организм детей возрос со второй половины ХХ века. Современные нейро-психо физиологи отмечают, что музыка:
- повышает работоспособность;
- снижает утомляемость;
- ускоряет реакцию;
- снижает агрессию;
- помогает выйти из расстройств настроения.
Многие отмечают терапевтическое влияние музыкального ритма на системы и функции организма ребенка, в том числе на развитие внимания, мышления, моторики, сосредоточенности.
Обновлено: